Адрес:
г. Севастополь

Центр  духовно-патриотического просвещения
им. адмирала флота П.С. Нахимова

Город. Время. Люди
ФОТО 1 Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г
Лазарев Михаил Петрович
Михаил Петрович Лазарев, российский флотоводец и мореплаватель, адмирал, родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества, дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П. Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П. Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби.
С детских лет мечтал стать моряком.
– январь 1800 г. – умер отец братьев Лазаревых и отношением генерал-адъютанта Х.А. Ливена от 6 февраля этого же года они определены в Морской кадетский корпус;
– 20 февраля 1800 г. – братья зачислены в корпус рядовыми кадетами, где и получили образование. Способности Михаила Лазарева и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса;
– 3 июня 1803 г. – произведен в гардемарины, а 7 июня того же года, после прохождения практики на корабле «Ярослав», был отправлен вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса волонтером в английский флот (ему было 15 лет);
– 8 января 1806 г. – произведен в мичманы английского флота. 
– май 1808 г. – произведен в мичманы (первое офицерское звание);
– 6 июня 1808 г. – приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот;
– 1808-1813 гг. – служба на Балтийском флоте, участие в русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.
– 1813 г. – назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена;
– корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу.
Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней – под парусами, прошли свыше 50 тыс. миль;
– 16 января 1820 г. – открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света.
– 1822 г. – командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П.С. Нахимов;
– 20 октября 1827 г. – участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды – кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контр-адмиралы и награждён орденом;
– 1831-1832 гг. – принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Лазарев лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов;
– с 22 мая по 14 сентября 1831 г. – командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды;
– с октября 1831-го по июнь 1832 г. – председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов;
– 17 февраля 1832 г. – назначен начальником штаба Черноморского флота;
– 1833 г. – назначен главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева;
– 12 января 1835 г. – утвержден в этой должности и был командующим Черноморским флотом в течение 18 лет;
– октябрь 1842 г. – завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей»;
– 22 октября 1843 г. – «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля;
– 1843 г. – почувствовал первые признаки серьезной болезни;
– к началу 1851 г. – сдал управление флотом и уехал в Вену;
– 23 апреля 1851 г. – Михаил Петрович скончался. Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе.
 

Главная

Как гласит известная всем истина: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

Множество социальных и экономических проблем встают в современном обществе перед людьми. За этими проблемами мы стали забывать об истории своей страны, родного края, о своих корнях. Но ведь дорога в светлое будущее лежит из прошлого через день настоящий! Кто знает прошлое, может понять настоящее и предвидеть будущее.

Учиться любить близких, гордиться своей страной, помнить ее героев, чтить и уважать старость – это важно, и как безвозвратно утрачиваем мы эту способность. Именно возвращение к своим корням позволит нам создать прочную основу для сохранения и стабильного развития нашего общества.

Понимая все это, сотрудники Центра приступили к реализации проекта «Вместе пишем историю Севастополя». Мы хотим объединить усилия старшего и младшего поколений в изучении и сохранении исторических и культурных традиций, собрать и предоставить широкому кругу читателей, и, в первую очередь молодежи, достоверную информацию о прошлом Севастополя, открыть неизвестные страницы истории города русской славы и сохранить их для будущих поколений.
 
В 2004 г. коллектив энтузиастов создал, новый для города, историко-публицистический сборник «Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы». В нем представлены уникальные материалы, преимущественно из личных собраний и семейных архивов (письма, фотографии, дневники, воспоминания).
 
Данный сборник способствует сохранению для потомков уникальных исторических фактов, воспоминаний очевидцев и участников событий, воспитанию любви к своему Отечеству на фактах истории, жизни конкретных людей. Это издание используется преподавателями всех школ города, как прикладной материал, библиотеками и музеями Севастополя, как экспонат и источник исторической правды. Сборник выпускается в рамках городского социального проекта, который охватывает практически все слои населения.
 
 
Рекламная листовка сборникаРекламная листовка сборника
 
   
Для жителей других городов, приехавших к нам, это возможность узнать об истории Черноморской базы из уст очевидцев событий. Для ветеранов – возможность передать свой бесценный жизненный опыт молодому поколению. Для молодежи Севастополя - приобщиться к великому прошлому. Именно сегодня, после вхождения Севастополя в состав РФ, важно не только сохранить свидетельства исторических событий героического прошлого города-героя, но и стимулировать интерес к нему среди молодежи.
 
Для расширения круга общения молодых людей и людей старшего поколения, для более активного сбора материалов из всех возможных источников, для дальнейшей их публикации разработан и создан этот сайт.
Следует понимать, что для достижения поставленных целей, нельзя ограничиваться только одним каким-то действием, будь то издание сборника, или проведение мероприятий среди молодежи, создание сайта и т.п. Все это должно действовать комплексно, с использованием живого общения, общения через социальные сети, СМИ, печатного слова.
 
Мы стараемся  использовать социальные объекты (библиотеки, музеи, театры, клубы) при проведении мероприятий патриотической тематики, а также широко освещать реализацию программы по патриотическому воспитанию на официальных сайтах Интернет-ресурсов, ведущих каналов местного телевещания, проводим специальные акции и программы, формирующие патриотическое сознание.
 
Вместе с севастопольским объединением поисковых отрядов «Долг» мы принимаем участие в торжественных мероприятиях по захоронению погибших в боях под Севастополем бойцов. Особое внимание мы уделяем той части поисковой работы с молодежью, которая касается воссоздания истории семьи. Работая в архивах и музейных фондах, ребята восстанавливают биографии своих дедов и прадедов, а мы результаты этих поисков публикуем в сборнике «Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы» и размещаем эту информацию на сайте.
 
В Севастополе более двух тысяч памятников истории и культуры, чего нет ни в одном городе мира. Целью нашей совместной работы с севастопольским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (СО ВООПИК) является формирование Севастополя, как центра патриотических инноваций. В программе, разработанной с СО ВООПИК, одним из пунктов предусмотрено составление текстов «мини экскурсий» для записи и дальнейшего их озвучивания в городском транспорте. Для этой работы будут привлечены студенты исторических факультетов наших вузов и члены молодежного исторического клуба «Честь имею жить в Севастополе». Такой севастопольский клуб сейчас находится в процессе создания на базе нашего Центра.  Направления работы клуба: археологические памятники севастопольского региона; классификация и постановка на учет севастопольских памятников, городские некрополи; информационно-просветительская работа, издательская деятельность.
 
На сегодняшний день в городе существует ряд музеев периода героической обороны, но каждый из них охватывает определенной временной участок и отдельное направление: музей инженерно-строительного управления, музей береговой обороны, музеи на 35-й и 30-й батареях и т.д. Однако музея, посвященного всему периоду обороны, нет. Все это предопределило идею создания музейной экспозиции, посвященной народному подвигу севастопольцев.
 
В учебниках истории и мемуарах командующих оборона зачастую сведена к истории приказов, поставленных и выполненных задач, к сплошному ГЕРОИЗМУ (командиров, политработников, массовому, отдельных бойцов). Эта героическая тема набила оскомину. Может быть, поэтому наибольшее отторжение память новых поколений севастопольцев проявляет к тем именам, которые ранее были известны далеко за пределами Севастополя, и заросли тропы к тем памятникам, к которым раньше мог указать дорогу каждый школьник. Мифы и героика, плакатность, лозунговость, полезные в годы войны, в мирное время мертвят ткань истории. Прошлое можно сохранить для потомков, только переосмыслив наше отношение к нему, сделав его более живым - расширив круг источников, точек зрения, и сместив акценты. Важны не столько «объективные» факты, сколько личное, субъективное восприятие каждым защитником города происходящего, судьба его и семьи. 
 
В нашем народном музее мы решили рассказать о том, как жили рядовые защитники Севастополя в дни обороны, да и после войны. Из чего складывался их быт, будни с теми «коррективами», которые в них вносила война: сирены и другая «музыка» войны – огонь батарей, зениток, разрывы снарядов, бомбежки и руины, пожары, прожекторы и дымовые завесы; учеба, жизнь и работа в пещерах, подземельях, вода в консервах, «ночник, изготовленный из гильзы снаряда», тряпичные футбольные мячи, прыжки в море с полузатопленных судов… Мы хотели, чтобы наши современники на себе прочувствовали биение пульса того непростого времени. Потому и решили сделать интерактивный музей.
 
Место размещения подобной экспозиции тоже было выбрано не случайно – казематы 11-й ББ, в которых находились командные пункты береговой обороны Черноморского флота и Приморской армии в 1941-1942 гг. Эти казематы уже сами по себе являются частью уникальных военных фортификационных сооружений. Кроме того, находясь в центральной части Севастополя, они доступны для населения и благодаря тому, что там было создано памятное место, остались не разграбленными.
 
Помещения этой батареи были завалены горами мусора. Вывозили его «всем миром». Работали на субботниках школьники, студенты, предприниматели и просто неравнодушные севастопольцы. Было принято решение первую музейную экспозицию посвятить работе «подземных» школ в период обороны Севастополя 1941-1942гг.
 
 
Такими помещения ББ-11 были изначально...Неравнодушные горожане и руководство Центра на субботнике по уборке ББ-11Добровольцы на уборке помещений ББ-11Экскурсия для школьников Севастополя на ББ-11Помещения экспозиций народного музея сегодняПомещения экспозиций народного музея сегодняПомещения экспозиций народного музея сегодняУрок мужества у младших школьников в
 
 
В создании экспозиции принимали участие все желающие, поэтому   музей уже сейчас можно назвать «народным». Большой интерес вызвали у севастопольцев проведенные там же две большие фотовыставки: «С лейкой и блокнотом», где были выставлены работы наших военных фотокорреспондентов - Бориса Шейнина, Александра Соколенко, Николая Щеглова и вторая, посвященная работе школ в период обороны Севастополя. Материалы,  представленные на ней - из личных коллекций Желток Светланы, Алтабаевой Е.Б., Донец Н.Н., Зюзиной Е.Н. и других частных архивов.
 
Работа продолжается. У работников "Центра им. П.С. Нахимова" немало интересных задумок и планов, а в редакционном портфеле множество материалов для публикации в следующих выпусках сборника.
 
 
История нашего любимого города так многообразна и интересна. Давайте писать ее вместе!
 
 
 
 
 
Один день в истории Севастополя
01.06.2024

Международный день защиты детей

04.06.2024

130 лет со дня рождения Ф.И. Толбухина (16.06.1894 – 17.10.1949), Героя Советского Союза Маршала Советского Союза, командующего 4-м Украинским фронтом в период освобождения Крыма и Севастополя

06.06.2024

95 лет со дня рождения В.В. Конецкого (06.06.1929 – 30.03.2002), писателя-мариниста

07.06.2024

65 лет со дня рождения О.В. Танцюры, севастопольского художника участника многочисленных выставок

09.06.2024
90 лет со дня рождения Г.А. Арефьева (1934–1977), севастопольского художника
12.06.2024

75 лет со дня рождения В.А. Елизарова (1949–2017), основателя и художественного руководителя Севастопольского академического театра танца

30.06.2024

125 лет со дня рождения О.Х. Алексакиса (30.06(12.07).1899 – окт.1920), одного из организаторов комсомола Севастополя

Имя города-героя в литературе и искусстве
Черкашин
Геннадий Александрович
(1936 - 1996)
 
cherkashin-650x650
Наш выдающийся писатель-земляк Геннадий Александрович Черкашин родился 13 сентября 1936 года в городе Севастополь. Его отец – выпускник Севастопольского училища зенитной артиллерии, погиб в поселке Бровары, в самом начале Великой Отечественной войны. Геннадия с братом Игорем и матерью, работницей типографии, Ольгой Лукьяновной, эвакуируют на юг западной Сибири, в Кемеровскую область. Однако, как только Севастополь был освобожден, семья возвращается обратно, в свой родной город. Черкашин так потом и напишет: «Было одно место на земле, куда я обязан был всегда возвращаться. Всего, одно место на огромной планете — Севастополь».

Юность
По окончании средней школы, в 1959 году Геннадий поступает на физический факультет Ленинградского государственного университета. Там он познакомится со своей будущей женой, выпускницей биолого-почвенного факультета, Лазуркиной Валентиной Болеславовной. В 1962 году у них родится дочь Марина.

Творчество
Тяга к творчеству, открылась у молодого человека еще в институте. Он пишет в стенгазету свои статьи и заметки. После университета идет работать инженером в а/я 155, где не оставляет свою тягу к творчеству и становится победителем конкурса на лучший рассказ. В 1967 году получает ученую степень, защитив кандидатскую диссертацию. Становится заместителем заведующего лаборатории Агрофизического института в Ленинграде. Стоит отметить, как у ученого-физика, на счету Черкашина числится несколько открытий. Однако, он оставляет научную деятельность и полностью посвящает себя творчеству. В 1969 году, Геннадий Александрович заканчивает работу над повестью о жизни детей послевоенного Севастополя. Практически это автобиография. Всего, за всю свою творческую деятельность, он напишет для юной аудитории более 20 произведений. Среди них будут известные: «Клянусь Землей и Солнцем» и «Лейтенант Шмитд». Написанные с разницей в 7 лет произведения рассказывают о жизни революционера лейтенанта Шмидта П. П. и истории восстания 1905 года. Вторая книга автором была издана в 1984 году, специально для детей младшего возраста. Не забывал Геннадий и малышей. Ярким примером является книжка-картинка «По Петю» (1975 год). С 1981 года, по его инициативе, запущен цикл книг «Морская слава». Главной целью издания, считалось рассказать юному читателю о подвигах моряков Российского военного флота. В 1990 году Черкашин продолжил тему восстания на крейсере «Очаков». В свет выходит роман-хроника «Горькие травы Березани». Его приглашают работать на телевидение в «Воскресный лабиринт». В 1995 году заканчивает работу над книгой «Избранный день», посвященной теме ядерной войны. Ему как физику как никому понятна глобальность опасности. Экземпляры этой книги, как предостережение необратимой катастрофы, разосланы главам стран владеющим ядерным оружием. Эта книга становится экспонатом Музея Хиросимы. 
 
slide-4
 
Общественная деятельность

С 1982 по 1983 годы Черкашин участвует в кругосветном путешествии, в честь 200-летия Севастополя. Являясь собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», с кораблей «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен», он пишет репортажи в известные советские издания «Правда», «На страже Заполярья», посвященные плаванию по легендарному пути, проложенному русскими первооткрывателями Антарктиды. Активный участник жизни Санкт-Петербурга, возрождает Музей обороны Ленинграда. Является основателем Всемирного клуба петербуржцев. Умер 21.06.1996 года в Санкт-Петербурге. По завещанию похоронен в родном Севастополе, на кладбище Коммунаров.
 
Источник: https://audiostories.ru/articles/biografiya-gennadiy-cherkashin