« НазадКонференция в библиотеке. 04.09.2020 10:02На этом мероприятии с докладом выступила Председатель правления СРБОО "Центр им. Нахимова" Н.В. Гарматий.
Доклад
Сотрудничество библиотеки им. Л.Н.Толстого, СРБОО «Центр им. Нахимова» и учебных заведений в просветительских, интеллектуальных и образовательных мероприятиях на примере проекта
«Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский»
«Центр духовно-патриотического просвещения имени Адмирала флота П.С. Нахимова», при поддержке Фонда Президентских грантов реализует проект «Честь и верность», который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на получение знаний по истории малой Родины - основы формирования гордости, уважения, любви и верности Отечеству. Задача проекта - вовлечение молодежи в интерактивный познавательный процесс изучения героического прошлого Севастополя и России на примере Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг.
Последние социологические исследования показали, что молодежь слабо информирована о событиях Крымской войны. По мнению учителей истории, объем материала по этой теме, одной из ярчайших страниц в истории Севастополя, в рамках школьной программы недостаточен. Так, в 9-м классе – два обзорных урока, в 8-м классе - 20 внеурочных часов, что не позволяет удовлетворить потребность в знаниях даже тем ученикам, которым эта тема интересна. А таких ребят, согласно нашему опросу, около 80%. Но ведь именно с этого возраста начинается формирование особенного севастопольского характера, закладываются основы менталитета, выраженного в неподдельном патриотизме, любви к Родине и верности Отечеству.
Данные анкетирования, проведенного Центром в 6-х и 7-х классах общеобразовательных школ и Президентского кадетского училища (опрошено около 120-ти учащихся) свидетельствуют о том, что ребята плохо знают историю и участников Первой обороны Севастополя. Они путают героев Крымской и ВОВ войн. Иногда на вопрос в анкете: «Кто такой матрос Кошка», можно получить ответ – «герой подводник», а на вопрос – «Кто такая Даша Севастопольская» - основательница города, или врач городской больницы. В кадетском училище ситуация другая, что вполне понятно.
Для устранения недостатка знаний по истории Севастополя и России - Крымской войне 1853-1856 гг., СРБОО «Центр им. Нахимова» совместно со специалистами библиотеки им. Л.Н. Толстого разработали способы организации познавательного процесса с помощью интерактивных и визуальных методов подачи информации. Целевая группа проекта (учащиеся 11-14 лет) в форме историко-просветительской игры «Магистра Витте» (Historia est magistra vita - история наставница жизни) знакомятся с важными моментами Крымской войны и её главным событием - 349-дневной обороной Севастополя. Участникам предоставляется возможность также, в виде квестов «Загадки Крымской войны», узнать интересные моменты из жизни города в период первой обороны, открыть имена и прикоснуться к судьбам неизвестных героев той далёкой войны: солдат, матросов и офицеров.
Все мероприятия с целевой группой реализовываются в следующей последовательности: сначала проводится анкетирование учащихся, для выявления уровня знаний и определения наиболее интересующих их тем, а потом - обучающие занятия, которые ведут сотрудники "Центра им. Нахимова" или, как в случае с Президентским кадетским корпусом из-за изоляции в связи с пандемией, преподаватели учебного заведения на основе специально подготовленного нами материала. Опыт показывает, что если проводить такие занятия, совмещая их с посещением памятных мест связанных с деятельностью адмирала П.И. Кислинского и с одним из этапов игры «Загадки Крымской войны», то это повышает эффективность занятий.
Я хочу поблагодарить сотрудников библиотеки: Елену Чекалову – заведующую ИБО, Аллу Кузнецову – ведущего библиографа, Маргариту Дубовицких – менеджера по рекламе за великолепно разработанный и оформленный сценарий квеста. И не только за это. И Елена, и Алла отлично общались с ребятами, играли вместе с ними, по ходу игры не только комментировали найденные в изданиях ответы, но и отвечали на возникшие у игроков вопросы. Это было здорово!
За время вынужденной изоляции школьники соскучились по живому общению. Сама игра оказалась для них очень интересной, да и соревновательный дух никто не отменял. Каждая из команд хотела победить, оказаться лучшей. Даже учителя увлеклись игрой и участвовали в состязании, болея каждый за свою команду. Вот отзывы преподавателей Президентского Кадетского училище о квесте «Магистра витте»:
- «Спасибо, было очень интересно и весело»,
- «Профессионально подобрана информация»,
- «Подобные мероприятия важны и нужны»,
- «Давайте сотрудничать и дальше»,
- «Совместная работа по патриотическому воспитанию уже на первом этапе дает положительные результаты и позволяет активизировать интерес к истории Севастополя и России».
По окончании соревнования команды были награждены грамотами, а реакция участников квеста из школы № 4 не заставила себя долго ждать. Ребята создали фотоработы по памятникам Обороны Севастополя.
Это, как нельзя лучше, соответствует одной из наших целей - стимулировать у подрастающего поколения интерес к изучению истории своей малой Родины.
В процессе проведения историко-просветительской игры решалась еще одна немаловажная задача - привлечение молодежи к общению с книгой и библиотекой. Команды узнали, что такое абонемент и как им пользоваться, ознакомились с хранилищем библиотеки и тем, что там хранится, побывали в театральной гостиной, читальном зале с компьютерами и интернетом. Несколько школьников записались в библиотеку.
В подростковом возрасте существует потребность в идеалах, героях, в подражании старшим. К сожалению, герои наших детей (11-14 лет) - вымышленные персонажи, действующие лица комиксов, по мотивам которых сняты кассовые фильмы. Но настоящие герои – другие. Это жившие в нашей стране когда-то или живущие ныне люди, жизнь и поступки которых гораздо интереснее иной надуманной голливудской истории. Это личности, для которых понятия честь, долг, верность не просто слова, а суть их существования, те, кто готов отдать служению Родине всю свою жизнь. В настоящее время, стали появляться новые фильмы о героях времен гражданской войны, ВОВ, СССР, современной России. Однако о тех из них, кто жил и трудился в Севастополе, кто своими поступками, своей жизнью потрясают сознание, фильмов очень мало. А документальных лент, дошедших до нашей целевой группы, единицы.
Поэтому проектом предусмотрен визуальный вариант подачи информации – создание научно-познавательного документального фильма «Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский» - о герое Крымской войны 1853-1856 гг., Почетном гражданине города, коменданте и военном губернаторе Севастополя, стоявшем у истоков возрождения города-крепости на Черном море после Крымской войны. Это раскрытие еще одной неизвестной широкому кругу страницы в судьбе Севастополя.
К участию в создании фильма и знакомству с героической личностью П.И. Кислинского привлекались севастопольские школьники.
Для этого были проведены обучающие занятия на Графской пристани, у памятника затопленным кораблям и на Братском кладбище (Северная сторона), у места захоронения адмирала П.И. Кислинского.
Руководителем и координатором нашей совместной работы с библиотекой им Л.Н. Толстого является Фесенко Анжелика Артуровна – ученый секретарь, кандидат исторических наук, автор историко-познавательного документального фильма «Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский».
Проектом предусмотрена презентация фильма с благотворительной акцией, на которой всем учебным заведениям города будет передана брошюра «Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский» с диском одноименного документального фильма.
|
Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817)
Великий русский флотоводец, адмирал. Был одним из создателей Черноморского флота и его командующим. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом. Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции. Проявил себя как политик и дипломат при создании греческой республики семи островов.
24 февраля 1744 г. родился Фёдор Ушаков в селе Бурнаково Романо-Борисоглебского уезда (ныне Рыбинский район Ярославской области). Отец, Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710-1781), сержант в отставке и дворянин, дядя - старец Феодор Санаксарский.
В 1760 году в возрасте шестнадцати лет был отправлен в г. Петербург, где обучался в Морском корпусе. По прошествии двух лет в чине гардемарина совершил свое первое учебное плавание, которое проходило на корабле «Святой Евстафий».
В 1766 году выпустился из корпуса офицером, мичманом. Был зачислен в галерный флот на Балтике. Впервые Ф.Ф. Ушаков познакомился с морскими просторами на пинке «Наргин», на котором совершил плавание из Кронштадта к Архангельску вокруг Скандинавии.
В 1768 году по окончании кампании был командирован в Донскую экспедицию, в задачи которой входило открытие Таганрогского порта и учреждение на Дону флотилии, что следовало из разрыва отношений с Турцией.
В 1769 году был произведен в лейтенанты и ходил уже по Дону на паромах до Таганрога.
1776 год для Ф.Ф. Ушакова ознаменовался походом до Ливорно, в котором он участвовал в чине капитан-лейтенанта, и по его окончании получил в команду фрегат «Павел».
До 1779 года продолжал кампании в Адриатическом море и на архипелаге.
В 1780 году командовал императорской яхтой.
В 1781 году вторично отправился в Средиземное море с эскадрой контр-адмирала Сухотина командиром корабля «Виктор».
В 1783 году Ушаков был назначен в Херсон, где находился при постройке кораблей и успел прекратить завезенную туда из Константинополя на купеческих судах заразу.
В 1785 г., будучи уже капитаном 1 ранга, награжден орденом Св. Владимира 4-го класса и получил от Адмиралтейств-коллегии благодарность.
В 1787 году, в начале войны с Турцией, Ушаков являлся капитаном бригадирского ранга. Имея в командовании корабль «Павел», участвовал в первых походах Черноморского флота под начальством контр-адмирала Войновича.
В 1790 году князь Потемкин вверил контр-адмиралу Ушакову начальство над Черноморским флотом. В начале кампании того года он обошел восточный берег Черного моря от Синопа до Анапы и истребил более 26 неприятельских судов.
8 июля 1790 г. – командуя флотом из 10 кораблей, 6 фрегатов, 2 брандеров и нескольких мелких судов, отразил у Еникальского пролива атаку турецкого флота и окончательно разбил его близ Хаджи-Бея 28 и 29 августа. Данные победы принесли Ушакову ордена Св. Владимира 1-го и Св. Георгия 2-го класса.
Морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. между флотами Российской и Османской империй, состоявшееся 8 (19) июля 1790 г. близ Еникальского (Керченского) пролива.
В 1791 году разбил турецкий флот при Калиакрии.
29 декабря 1791 года по заключении мира в Яссах был награжден орденом Св. Александра Невского.
В 1793 году произведен в вице-адмиралы и в мирное время начальствовал над практическими эскадрами на Черном море.
В августе 1798 года получает высочайшее повеление идти в Константинополь и по соединении с турецкой эскадрой отправиться на архипелаг в Средиземное море.
В июле 1800 г. с согласия собранного им Военного совета решает вернуться в Россию. Причиной этого послужили как дурное состояние кораблей его флота и недостаток продовольствия, так и разные политические составляющие.
6 июля 1800 г. покинул Корфу.
26 октября 1800 г. его двухлетняя кампания в Средиземном море была закончена в Севастополе.
С 1801 года начальствует над Балтийским гребным флотом и всеми морскими командами в Санкт-Петербурге.
21 января 1807 года был уволен со службы по болезни с мундиром и пенсионом половинного жалованья. По окончании службы поселился в Темниковском уезде Тамбовской губернии
В октябре 1817 года скончался в Темниковском уезде. Был похоронен там же, в Санаксарской обители, основанной его дедом