Адрес:
г. Севастополь

Центр  духовно-патриотического просвещения
им. адмирала флота П.С. Нахимова

Город. Время. Люди
ФОТО 1 Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г
Лазарев Михаил Петрович
Михаил Петрович Лазарев, российский флотоводец и мореплаватель, адмирал, родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества, дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П. Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П. Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби.
С детских лет мечтал стать моряком.
– январь 1800 г. – умер отец братьев Лазаревых и отношением генерал-адъютанта Х.А. Ливена от 6 февраля этого же года они определены в Морской кадетский корпус;
– 20 февраля 1800 г. – братья зачислены в корпус рядовыми кадетами, где и получили образование. Способности Михаила Лазарева и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса;
– 3 июня 1803 г. – произведен в гардемарины, а 7 июня того же года, после прохождения практики на корабле «Ярослав», был отправлен вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса волонтером в английский флот (ему было 15 лет);
– 8 января 1806 г. – произведен в мичманы английского флота. 
– май 1808 г. – произведен в мичманы (первое офицерское звание);
– 6 июня 1808 г. – приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот;
– 1808-1813 гг. – служба на Балтийском флоте, участие в русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.
– 1813 г. – назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена;
– корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу.
Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней – под парусами, прошли свыше 50 тыс. миль;
– 16 января 1820 г. – открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света.
– 1822 г. – командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П.С. Нахимов;
– 20 октября 1827 г. – участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды – кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контр-адмиралы и награждён орденом;
– 1831-1832 гг. – принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Лазарев лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов;
– с 22 мая по 14 сентября 1831 г. – командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды;
– с октября 1831-го по июнь 1832 г. – председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов;
– 17 февраля 1832 г. – назначен начальником штаба Черноморского флота;
– 1833 г. – назначен главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева;
– 12 января 1835 г. – утвержден в этой должности и был командующим Черноморским флотом в течение 18 лет;
– октябрь 1842 г. – завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей»;
– 22 октября 1843 г. – «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля;
– 1843 г. – почувствовал первые признаки серьезной болезни;
– к началу 1851 г. – сдал управление флотом и уехал в Вену;
– 23 апреля 1851 г. – Михаил Петрович скончался. Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе.
 

Конференция в библиотеке.

« Назад

Конференция в библиотеке.  04.09.2020 10:02

На этом мероприятии с докладом выступила Председатель правления СРБОО "Центр им. Нахимова" Н.В. Гарматий.
Доклад
Сотрудничество библиотеки им. Л.Н.Толстого, СРБОО «Центр им. Нахимова» и учебных заведений в просветительских, интеллектуальных и образовательных мероприятиях на примере проекта
«Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский»
 
      «Центр духовно-патриотического просвещения имени Адмирала флота П.С. Нахимова», при поддержке Фонда Президентских грантов реализует проект «Честь и верность», который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на получение знаний по истории малой Родины - основы формирования гордости, уважения, любви и верности Отечеству. Задача проекта - вовлечение молодежи в интерактивный познавательный процесс изучения героического прошлого Севастополя и России на примере Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг.
    Последние социологические исследования показали, что молодежь слабо информирована о событиях Крымской войны. По мнению учителей истории, объем материала по этой теме, одной из ярчайших страниц в истории Севастополя, в рамках школьной программы недостаточен. Так, в 9-м классе – два обзорных урока, в 8-м классе - 20 внеурочных часов, что не позволяет удовлетворить потребность в знаниях даже тем ученикам, которым эта тема интересна. А таких ребят, согласно нашему опросу, около 80%. Но ведь именно с этого возраста начинается формирование особенного севастопольского характера, закладываются основы менталитета, выраженного в неподдельном патриотизме, любви к Родине и верности Отечеству.
    Данные анкетирования, проведенного Центром в 6-х и 7-х классах общеобразовательных школ и Президентского кадетского училища (опрошено около 120-ти учащихся) свидетельствуют о том, что ребята плохо знают историю и участников Первой обороны Севастополя. Они путают героев Крымской и ВОВ войн. Иногда на вопрос в анкете: «Кто такой матрос Кошка», можно получить ответ – «герой подводник», а на вопрос – «Кто такая Даша Севастопольская» - основательница города, или врач городской больницы. В кадетском училище ситуация другая, что вполне понятно. 
3 занятия в ПКК фото №3 2 6Б кл шк№4 фото№2 1 обучающ. занятия в шк№4 6кл фото№1
Для устранения недостатка знаний по истории Севастополя и России - Крымской войне 1853-1856 гг., СРБОО «Центр им. Нахимова» совместно со специалистами библиотеки им. Л.Н. Толстого разработали способы организации познавательного процесса с помощью интерактивных и визуальных методов подачи информации. Целевая группа проекта (учащиеся 11-14 лет) в форме историко-просветительской игры «Магистра Витте» (Historia est magistra vita - история наставница жизни) знакомятся с важными моментами Крымской войны и её главным событием - 349-дневной обороной Севастополя. Участникам предоставляется возможность также, в виде квестов «Загадки Крымской войны», узнать интересные моменты из жизни города в период первой обороны, открыть имена и прикоснуться к судьбам неизвестных героев той далёкой войны: солдат, матросов и офицеров.
Все мероприятия с целевой группой реализовываются в следующей последовательности: сначала проводится анкетирование учащихся, для выявления уровня знаний и определения наиболее интересующих их тем, а потом - обучающие занятия, которые ведут сотрудники "Центра им. Нахимова" или, как в случае с Президентским кадетским корпусом из-за изоляции в связи с пандемией, преподаватели учебного заведения на основе специально подготовленного нами материала. Опыт показывает, что если проводить такие занятия, совмещая их с посещением памятных мест связанных с деятельностью адмирала П.И. Кислинского и с одним из этапов игры «Загадки Крымской войны», то это повышает эффективность занятий.     
Я хочу поблагодарить сотрудников библиотеки: Елену Чекалову – заведующую ИБО, Аллу Кузнецову – ведущего библиографа, Маргариту Дубовицких – менеджера по рекламе за великолепно разработанный и оформленный сценарий квеста. И не только за это. И Елена, и Алла отлично общались с ребятами, играли вместе с ними, по ходу игры не только комментировали найденные в изданиях ответы, но и отвечали на возникшие у игроков вопросы. Это было здорово! 
6 sKTOsdXC7X0 фото №6 7 IMG_2224 фото№7 8 IMG_2190 фото№8
9 IMG_2192 фото№9 10 фото№ 10 11IMG_2202 фото№11
 12 IMG_2207фото№12 13 IMG_2210 фото№13
За время вынужденной изоляции школьники соскучились по живому общению. Сама игра оказалась для них очень интересной, да и соревновательный дух никто не отменял. Каждая из команд хотела победить, оказаться лучшей. Даже учителя увлеклись игрой и участвовали в состязании, болея каждый за свою команду. Вот отзывы преподавателей Президентского Кадетского училище о квесте «Магистра витте»:
- «Спасибо, было очень интересно и весело»,
- «Профессионально подобрана информация»,
- «Подобные мероприятия важны и нужны»,
- «Давайте сотрудничать и дальше»,
- «Совместная работа по патриотическому воспитанию уже на первом этапе дает положительные результаты и позволяет активизировать интерес к истории Севастополя и России».
          По окончании соревнования команды были награждены грамотами, а реакция участников квеста из школы № 4 не заставила себя долго ждать. Ребята создали фотоработы по памятникам Обороны Севастополя. 
14 фото№14 14 Герцева А.фото№14 14 Савин В.фото№14
          Это, как нельзя лучше, соответствует одной из наших целей - стимулировать у подрастающего поколения интерес к изучению истории своей малой Родины.
      В процессе проведения историко-просветительской игры решалась еще одна немаловажная задача - привлечение молодежи к общению с книгой и библиотекой. Команды узнали, что такое абонемент и как им пользоваться, ознакомились с хранилищем библиотеки и тем, что там хранится, побывали в театральной гостиной, читальном зале с компьютерами и интернетом. Несколько школьников записались в библиотеку.
            В подростковом возрасте существует потребность в идеалах, героях, в подражании старшим. К сожалению, герои наших детей (11-14 лет) - вымышленные персонажи, действующие лица комиксов, по мотивам которых сняты кассовые фильмы. Но настоящие герои – другие. Это жившие в нашей стране когда-то или живущие ныне люди, жизнь и поступки которых гораздо интереснее иной надуманной голливудской истории. Это личности, для которых понятия честь, долг, верность не просто слова, а суть их существования, те, кто готов отдать служению Родине всю свою жизнь. В настоящее время, стали появляться новые фильмы о героях времен гражданской войны, ВОВ, СССР, современной России. Однако о тех из них, кто жил и трудился в Севастополе, кто своими поступками, своей жизнью потрясают сознание, фильмов очень мало. А документальных лент, дошедших до нашей целевой группы, единицы.
       Поэтому проектом предусмотрен визуальный вариант подачи информации – создание научно-познавательного документального фильма «Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский» - о герое Крымской войны 1853-1856 гг., Почетном гражданине города, коменданте и военном губернаторе Севастополя, стоявшем у истоков возрождения города-крепости на Черном море после Крымской войны. Это раскрытие еще одной неизвестной широкому кругу страницы в судьбе Севастополя.
    К участию в создании фильма и знакомству с героической личностью П.И. Кислинского привлекались севастопольские школьники. 
15 IMG_1617 фото№15 16 фото№16
Для этого были проведены обучающие занятия на Графской пристани, у памятника затопленным кораблям и на Братском кладбище (Северная сторона), у места захоронения адмирала П.И. Кислинского. 
17 IMG_1689 фото№17 18 фото№18 19 фото№19
20 IMG_1701фото№20 21 IMG_2477 (1) графская фото№21
Руководителем и координатором нашей совместной работы с библиотекой им Л.Н. Толстого является Фесенко Анжелика Артуровна – ученый секретарь, кандидат исторических наук, автор историко-познавательного документального фильма «Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский».
Проектом предусмотрена презентация фильма с благотворительной акцией, на которой всем учебным заведениям города будет передана брошюра «Честь и верность. Адмирал П.И. Кислинский» с диском одноименного документального фильма.
 
 


Один день в истории Севастополя
05.11.2023

50-летие открытия народного музея истории севастопольской милиции (1973)

30 лет со дня принятия решения об учреждении статуса «Житель осажденного Севастополя 1941–1942 гг. (1993)

08.11.2023

80-летие учреждения ордена Победы и ордена Славы (1943)

10.11.2023

95-летие со дня рождения народного художника России Н.С. Присекина, одного из создателей диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая1944 г.» (1928–2008)

14.11.2023

235 лет со дня рождения М.П. Лазарева, русского флотоводца и мореплавателя (1788–1851)

15.11.2023

150 лет назад Указом правительства Севастополь выведен из Таврической губернии в отдельное градоначальство. Первым севастопольским градоначальником, командиром Севастопольского порта и военным комендантом Севастополя назначен вице-адмирал П.А. Перелешин (1873)

18.11.2023

125 лет со дня открытия первого памятника адмиралу П.С. Нахимову (1898)

23.11.2023

30 лет со дня создания Ассоциации национально-культурных обществ Севастополя (АНКОС) (1993)

24.11.2023

25 лет со дня открытия Черноморского филиала МГУ им. Ломоносова (1998)

26.11.2023

75 лет со дня рождения Г.Н. Прозуменщиковой, заслуженного мастера спорта СССР, олимпийской чемпионки по плаванию (1948–2015)

30.11.2023

30-летие утверждения двуглавого орла гербом Российской Федерации (1993)

170 лет со дня Синопского сражения (1853)

Имя города-героя в литературе и искусстве
Черкашин Геннадий Александрович
(1936 - 1996)

cherkashin-650x650

Наш выдающийся писатель-земляк Геннадий Александрович Черкашин родился 13 сентября 1936 года в городе Севастополь. Его отец – выпускник Севастопольского училища зенитной артиллерии, будучи старшим лейтенантом, погиб в поселке Бровары, в самом начале Великой Отечественной войны, в 1941 году. На следующий год, его с братом Игорем и матерью, работницей типографии, Ольгой Лукьяновной, эвакуируют на юг западной Сибири, в Кемеровскую область. Однако, как только Севастополь был освобожден, семья возвращается обратно, в свой родной город. Черкашин так потом и напишет: «Было одно место на земле, куда я обязан был всегда возвращаться. Всего, одно место на огромной планете — Севастополь».
Юность
По окончании средней школы, в 1959 году Геннадий поступает на физический факультет Ленинградского государственного университета. Там он познакомится со своей будущей женой, выпускницей биолого-почвенного факультета, Лазуркиной Валентиной Болеславовной. В 1962 году у них родится дочь Марина. Она, будучи верной семейным традициям, тоже будет получать высшее образование в ЛГУ, на филологическом факультете.

Творчество
Тяга к творчеству, открылась у молодого человека еще в институте. Будучи еще ребенком, он запечатлел в своей памяти ужасы войны. Это стало толчком для писательской карьеры. Он пишет в стенгазету свои статьи и заметки. После университета идет работать инженером в а/я 155, где не оставляет свою тягу к творчеству и становится победителем конкурса на лучший рассказ. В 1967 году получает ученую степень, защитив кандидатскую диссертацию. Становится заместителем заведующего лаборатории Агрофизического института в Ленинграде. Стоит отметить, как у ученого-физика, на счету Черкашина числится несколько открытий. Однако, он оставляет научную деятельность и полностью посвящает себя творчеству. В 1969 году, Геннадий Александрович заканчивает работу над повестью о жизни детей послевоенного Севастополя. Практически это автобиография. Всего, за всю свою творческую деятельность, он напишет для юной аудитории более 20 произведений. Среди них будут известные: «Клянусь Землей и Солнцем» и «Лейтенант Шмитд». Написанные с разницей в 7 лет произведения рассказывают о жизни революционера лейтенанта Шмидта П. П. и истории восстания 1905 года. Вторая книга автором была издана в 1984 году, специально для детей младшего возраста. Не забывал Геннадий и малышей. Ярким примером является книжка-картинка «По Петю» (1975 год).
С 1981 года, по его инициативе, запущен цикл книг «Морская слава». Главной целью издания, считалось рассказать юному читателю о подвигах моряков Российского военного флота. В 1990 году Черкашин продолжил тему восстания на крейсере «Очаков». В свет выходит роман-хроника «Горькие травы Березани». Его приглашают работать на телевидение в «Воскресный лабиринт». В 1995 году заканчивает работу над книгой «Избранный день», посвященной теме ядерной войны. Ему как физику как никому понятна глобальность опасности. Экземпляры этой книги, как предостережение необратимой катастрофы, разосланы главам стран владеющим ядерным оружием. Эта книга становится экспонатом Музея Хиросимы. 
Общественная деятельность
С 1982 по 1983 годы Черкашин участвует в кругосветном путешествии, в честь 200-летия Севастополя. Являясь собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», с кораблей «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен», он пишет репортажи в известные советские издания «Правда», «На страже Заполярья», посвященные плаванию по легендарному пути, проложенному русскими первооткрывателями Антарктиды.
Активный участник жизни Санкт-Петербурга, возрождает Музей обороны Ленинграда. Является основателем Всемирного клуба петербуржцев. Умер 21.06.1996 года на своей второй, как он ее назвал, Родине – в Санкт-Петербурге. По завещанию похоронен в родном Севастополе, на кладбище Коммунаров.
Источник: https://audiostories.ru/articles/biografiya-gennadiy-cherkashin